?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Детская книжка или кошмар на улице вязов?

Довелось мне тут с детьми двух лет перечитывать «отличную сказку для наших детишек» от Корнея Чуковского – «Бармалей». Передать, какие эмоции меня обуревали в процессе чтения достаточно сложно. Перелистывая от страницы к странице, все, что я могла делать – это читать этот ужастик как можно с меньшим эмоциональным накалом в голосе.

Что на самом деле читают наши дети? И так ли уж безобидны «старые-добрые» сказки?


      Природа СТРАХА

Первое, что вы услышите на занятии по зрительному вектору – это то, что когда-то в первобытной стае кожно-зрительная самка своим испугом спасала стае жизнь. Она вмиг пугалась, заметив своими чуткими, невероятно разборчивыми на цвета глазками притаившегося рядом леопарда. Ее «Ой!» и мгновенный выброс адреналина в кровь давали всей стае сигнал, что надо спасаться.

Как это происходило? Ученые никак не могут установить этих вещей до конца. Но вам наверняка знаком феномен, как собака начинает лаять на того, кто ее боится. На животном уровне это легко пронаблюдать. Так вот, на человеческом это устроено так же. Наши мысли пахнут. Выброс в кровь определенных веществ в кровь меняет наш запах.

Если же зрительница была «подслеповата» и не замечала опасности, то во время отхода стаи ее же и приносили в жертву, именно она попадалась в лапы леопарду.

Чтобы обеспечить выполнение своей видовой роли зрительному человеку от рождения даны особая чувствительность его эрогенной зоны – способность различать оттенков на порядки больше, чем зрение любого другого человека, а также огромная эмоциональная амплитуда – которая и лежит в основе такого чувства как СТРАХ.



Тема большая и осветить одним постом ее не получится – будем раскрывать постепенно.

Понятно, что со времен первобытной стаи прошло не одно тысячелетие. Мы живем в каменных джунглях, леопарды давно сидят в клетках и даже самая подслеповатая зрительница имеет не только свое место в этой жизни, но и вполне может в ней состояться.

Зрительная мера, пройдя долгий путь развития, создала культуру, каждая отдельная человеческая жизнь приобрела огромную ценность. Никогда раньше зрительному человеку, слабому от рождения, не было так легко выжить.

Любовь сегодня не ограничена никакими социальными статусами, национальностями и прочим, что еще недавно имело большое значение. Любовь, все красоты этого мира, возможности путешествовать и многое другое – весь современный мир создан для зрительников.

СТРАХ – ЛЮБОВЬ

Рождаясь с такими же заданными от природы свойствами, как когда-то в первобытной саванне, зрительный человек проходит колоссальный путь развития за отведенные ему на это 12-15 лет (вплоть до окончания пубертата).

В зависимости от того, как он его пройдет, во взрослой жизни он будет все время сидеть в своих страхах, эмоциональных раскачках, будет способен испытывать лишь краткосрочную влюбленность либо будет способен получать гораздо бОльшее удовольствие от жизни, любить глубоко и без остатка, вплоть до полной потери чувства страха.

От нас зависит, в каких состояниях потом будет жить наш ребенок. Будем мы его пугать, показывать ужастики, не развивать его художественный вкус, его чувственность или будем давать простор для развития его зрения.

Когда мы говорим о СТРАХАХ У ДЕТЕЙ, мы говорим о ЗРИТЕЛЬНЫХ детях. Это они пугаются темноты (потому что там бесполезен их сенсор) и это они находят страшилки в самых разных вещах.



Страх возникает сам по себе, «с голого места». Родители недоумевают с чего это их двухлетний ребенок вдруг начал бояться всего направо и налево. И им совсем невдомек, что читая очередную людоедскую сказку, они только подстегивают и усугубляют ситуацию.

Маленькому зрительнику нужно помогать выйти из этого пугающегося состояния. И делается это просто – через научение их бояться за кого-то другого, что в нашей культуре называется чувством сострадания. Сострадая маленькому мишке, брошенному на полу, а потом цветочку, оставшемуся без воды, а потом маленькой птичке, попавшей в западню, ребенок доходит до того уровня, когда он уже сострадает человеку.

Одновременно с этим зрительник освобождается от страхов.

Вот так вот, на двух пальцах, о страхе.

А теперь посмотрим Бармалея

Если честно, в процессе чтения у меня закрались самые плохие мысли о столь уважаемом сказочнике как Чуковский. КАК можно было ТАКОЕ написать для детей?


Не буду продолжать эту вакханалию ужаса. Здесь использованы картинки из старых советских диафильмов (спасибо сайту http://diafilmy.su). Есть, конечно, и более миловидные Бармалеи. В том числе во всем известном мультике.

Но нужно понимать, что за красивой (для зрительника) картинкой не утаишь содержания. Оральный людоед, пожирающий маленьких детей, жестокость и насилие. Ни к чему ссылаться народные сказки - они не были рассчитаны на зрительников. И здесь мы еще даже не говорили о последствиях чтения таких сказок зрительным мальчикам.

СМОТРИТЕ и ДУМАЙТЕ, что вы даете своим детям.

Написано по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана http://www.yburlan.ru/


.

Comments

( 37 comments — Leave a comment )
boombato
Feb. 12th, 2012 03:52 pm (UTC)
Кошмар на улице вязов
Прочитал название статьи и вспомнил как в детстве прятался под одеялом когда смотрел ужастик с Фредди. Многие не очень развитые и реализованные зрительники раскачивают свои эмоциональные состояния именно через просмотр ужастиков и прочей чертовщины.

А статья, как затравка, очень даже хороша, будет интересно почитать продолжения на эту тему. Особенно сказки и рассказы, которые рекомендуется читать зрительникам для их развития.
systemlive
Feb. 12th, 2012 04:04 pm (UTC)
Re: Кошмар на улице вязов
А я смотрел Секретные материалы)) Обязательно звал кого-нибудь из взрослых, чтобы рядом сидели и смотрели - одному страшно было))
Re: Кошмар на улице вязов - boombato - Feb. 12th, 2012 07:59 pm (UTC) - Expand
Re: Кошмар на улице вязов - marynoon - Feb. 12th, 2012 07:18 pm (UTC) - Expand
avtor_14
Feb. 12th, 2012 03:59 pm (UTC)
наверное, это просто советская ненависть к западу играет в душе наших родителей, когда они говорят о том, что западные герои сказок такие ужасные, и что если читать сказки с этими героями детям, то им обеспечены кошмары...
в это же время они просто забывают, что среди наших сказок немало таких же ужастиков...
а кроме зрительных детей, такие сказки могут пугать детей с другими векторами?
marynoon
Feb. 12th, 2012 07:19 pm (UTC)
сказки-ужастики опасны только для зрительных детей. можно сказать, что им они приносят непоправимый вред. а вот дети других векторов, без зрительного, воспринимают их совершенно нормально.
koskor_liliya
Feb. 12th, 2012 04:39 pm (UTC)
У взрослых людей притупляется способность анализировать такие привычные для них произведения, как сказки. Для детей каждая сказка - абсолютно новая информация, и они воспринимают ее буквально по смыслу. Съел волк бабушку, значит съел. Бармалей хочет съесть детей, значит так и будет... Любящим родителям и в голову не придет, что можно нанести своему зрительному ребенку большой вред, всего лишь читая такую сказку.
marynoon
Feb. 12th, 2012 07:21 pm (UTC)
действительно так. взгляд "замылился". "Это же детская классика!"
а ничего, что если посмотреть на ребенка в момент чтения сказки, то можно увидеть страх, написанный у него на лице?

глаза расширяются, дыхание учащается. особо впечатлительные кожно-зрительные мальчики вообще сжимаются в комочек и сидят тихонько слушают.
это нельзя не видеть
(no subject) - koskor_liliya - Feb. 12th, 2012 08:44 pm (UTC) - Expand
blog_galina_svp
Feb. 12th, 2012 05:09 pm (UTC)
А сказка "Заюшкина избушка" на сопереживание?
- Как же мне не плакать? была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная. Попросилась она ко мне переночевать, да меня же и выгнала!
- Пойдём, я твоему горю помогу!
marynoon
Feb. 12th, 2012 07:23 pm (UTC)
эта сказка, кстати, одна из немногих - исключение. хорошо воспринимается детьми. особенно если сделать акцент на то, как бедный зайка плачет, как ему холодно без дома и как он один-одинешенек идет.
на сопереживание :)
svitsem
Feb. 12th, 2012 05:45 pm (UTC)
Самое плохое, что сказки потом забываешь, а страх остается. И не знаешь, почему всего боишься, вроде нормальное детство было, войну не прошел, в темнице не сидел. А все складывается из таких вот системных вещей, которые необходимо знать всем, чтобы вырастить из ребенка счастливого человека.
marynoon
Feb. 12th, 2012 07:24 pm (UTC)
да, для меня большим открытием стало перечитать эти сказки. это ж с ума сойти... действительно не помнишь этого, но насколько оно глубоко сидит в голове...
(no subject) - boombato - Feb. 12th, 2012 08:01 pm (UTC) - Expand
lubows_bjork
Feb. 12th, 2012 06:13 pm (UTC)
Для меня например "Конёк-Горбунок" в детстве стал ужасом.
frau_kam
Feb. 12th, 2012 07:21 pm (UTC)
Да уж. "Бух в котёл и там сварился..." Бррр
(no subject) - marynoon - Feb. 12th, 2012 07:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lubows_bjork - Feb. 12th, 2012 07:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rezeda124 - Feb. 14th, 2012 03:30 pm (UTC) - Expand
frau_kam
Feb. 12th, 2012 07:25 pm (UTC)
Честно говоря, не помню, чтобы что-то из детских сказок угнездилось страхом. Но сейчас, читая внучке,местами одуреваю: Волку распарывают живот, другому Волку прожигают живот и отмораживают хвост, битый Волк небитую лису везет. Как-то жалко уже волков-то... А братьев Гримм взять? Лучше не брать))
marynoon
Feb. 12th, 2012 07:31 pm (UTC)
такое действительно вряд ли вспомнишь. из опыта - наблюдала, как дети впервые слушали сказку "Волк и семеро козлят".
Они сначала "не врубились". То есть их сознание отказывалось понимать, что происходит с момента, когда волк зашел в избушку и съел всех козлят. Сначала у них даже не было страха, а было недопонимание.

А потом, когда они поняли, что произошло - началось. Самые впечатлительные просто не смогли усидеть на месте и дослушать сказку. Те, кто остались, ерзали изо всех сил, кто-то пытался смять карточку волка (это бумажный кукольный театр).

Реакция была не просто испуг - а близкая к шоку. И потом, когда разрезали живот, вытащили козлят, зашили нитками - уму же не постижимо. Ребенок смотрит на тебя с большим испугом и только твоя "спокойная" интонация дает ему понять, что так все и должно быть.

При повторном прочтении уже у всех возникает одинаковая реакция - так уж получилось, что все детишки собрались зрительные.
(no subject) - frau_kam - Feb. 12th, 2012 07:36 pm (UTC) - Expand
Алексей Воронин
Feb. 12th, 2012 08:00 pm (UTC)
marynoon где наблюдаете это? работаете с детьми?
marynoon
Feb. 12th, 2012 08:02 pm (UTC)
да, из непосредственной практики работы с детьми возраста 2-4 лет
(no subject) - Алексей Воронин - Feb. 12th, 2012 08:08 pm (UTC) - Expand
makarova_olga56
Feb. 12th, 2012 08:38 pm (UTC)
Моя родственница, будучи беременной, смотрела фильмы ужасов.Родившийся мальчик, в страхе по ночам до сих пор вскакивает, и от кого то убегает. Ему уже 15 лет.Успокоить трудно.Вот это кошмары.


Edited at 2012-02-12 08:39 pm (UTC)
(Deleted comment)
zazerkalye
Mar. 10th, 2012 03:59 pm (UTC)
надо и себе прочитать этот раздел форума. У меня дочь 8 лет сама читает очень много. Я ей интуитивно подбираю книги, который у меня оставили светлое впечатление - Астрид Лингред, Всеволод Нестайко, трилогия о Незнайке и т.д. Книг о сострадании у нас пока нет, а ведь нужны для развития - дочь зрительная.
Кстати, старший сын у меня кожный оральник - тот вообще не читает.
(no subject) - gala_nekrasova - Nov. 6th, 2012 08:05 pm (UTC) - Expand
aramea77
Feb. 14th, 2012 09:55 am (UTC)
Маша, как я с тобой согласна!!! Еще до тренинга у меня было некоторое сомнение по поводу практически всех произведений Чуковского, которые мы купили. Некоторые моменты описаны так, что и вправду задумываешься, а все ли в порядке у автора было? Сцены садизма в разных вариациях. "на колени я поставила его и без сладкого оставила его!" это говорит мама-крокодилица папе-крокодилу про их сына. После этого я захлопнула книжку и сказала "Стоп!". Еще раньше я думала, а может дети так трагично все не воспринимают? это мы видим тут ужас, а может быть дети нет? им незнакомо чувство утраты, их не привязывали к дереву... и для них это шутка?
У меня двое маленьких детей. Оба похоже что со зрительным вектором. И в какой-то момент я начала замечать, как они цепляются за эти страхи, и как им в память западают эти сцены!!! уж книжки Чуковского давно убраны с полок, мультики под контролем тоже. Им страшно от того, что бармалей мучает детей, а Маша сидит в лесу одна и вокруг зубастые волки ходят и стучат зубами, но как их это притягивает! Теперь я понимаю природу зрительных страхов у детей, затем и у взрослых. Как хорошо, что сейчас мы имеем возможность это понимать.
aramea77
Feb. 14th, 2012 11:32 am (UTC)
Перенос страхов
Мне подруга задала такой вопрос: а почему вы думаете, что просматривая фильмы-мультфильмы и читая книги, где герои требуют сострадания, человек так же не будет переносить эти страхи на себя, как в сказках\фильмах-ужастиках?
gala_nekrasova
Nov. 6th, 2012 08:10 pm (UTC)
Re: Перенос страхов
в результате сострадания к другому, возникает желание ему помочь. Это выход наружу. Страх замыкает на себе.
(Deleted comment)
zazerkalye
Mar. 10th, 2012 03:55 pm (UTC)
я тоже очень много читала, и мама любила читать нам народные сказки) Я зрительная-призрительная). Теперь понимаю, откуда у меня страхи и фобии. Но главное, что я все это осознала и поняла, как от этого избавиться.
clara_c
Nov. 4th, 2012 08:48 pm (UTC)
Конечно, надо с осторожностью читать детям сказки... Что оральнику весело, то зрительника в ужас вгоняет...
( 37 comments — Leave a comment )

Profile

marynoon
marynoon

Latest Month

March 2013
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com